Гомосексуализм и религии мира
ГОМОСЕКСУАЛИЗМ И РЕЛИГИЯ: ПЕРЕОЦЕНКА КАНОНОВ
по книге Н.А. Алексеева "Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств"
Москва, 2002
Общие положения
Несмотря на то, что религия в последние годы во многом теряет свое властвование над умами людей, в отдельных странах и целых регионах се роль по-прежнему велика. В некоторых государствах ее влияние даже наоборот усилилось, а в отдельных случаях отмечается полное слияние государства и веры, государственных и духовных лидеров. В связи с особой ролью религии в истории и отчасти в настоящее время, она нередко оказывает решающее влияние на отношение общества к проблемам гомосексуализма, а также на положение лиц гомосексуальной ориентации в государстве в целом. В странах, где религиозный фактор отождествляется с государством, а также в странах, где религия традиционно исторически играла огромную роль, склонность к отрицанию любых прав гомосексуалов особенно велика. В таких государствах вера движет не только умами простых людей, но и политиков и государственных деятелей, которые в силу своей религиозности не решаются пойти против установок своей веры. Таким образом, отсюда вытекает вывод, что чем более религиозно общество и государство, тем больше вероятность существования и поощрения дискриминации сексуальных меньшинств. В тех странах, где влияние религии в последние десятилетия сократилось в силу самостоятельного разделения верующими компетенции церкви, государства и индивидуальных усмотрений, права лиц гомосексуальной ориентации получают все большее признание и, более того, сама церковь, стремясь не потерять доверие и веру людей, вынуждена менять свое отношение ко многим некогда противоречивым вопросам.
В сознании большинства людей религия и гомосексуализм по-прежнему являются несовместимыми понятиями. На первый взгляд это действительно кажется очевидным. Однако при детальном изучении священных писаний религиозное отрицание гомосексуализма представляется не таким очевидным. Проблема заключается в том, что историческое и современное понимание отношения к гомосексуализму со стороны религии базируется на интерпретациях священных писаний религиозными иерархами, которые склонны трактовать нередко самые нейтральные положения в ущерб лицам гомосексуальной ориентации. Тем не менее в этом можно видеть и положительную сторону. Основные религиозные постулаты являются гибкими в своем отсутствии прямого осуждения гомосексуализма и в будущем имеют потенциал быть истолкованными в позитивном для геев и лесбиянок русле.
В настоящем исследовании акцент делается главным образом на официальном отношении различных религиозных конфессий к гомосексуализму, а также на отдельных высказываниях по данному вопросу высших иерархов, а не на потенциально возможных интерпретациях священных писаний в пользу изучаемого явления. Представляется, что попытки исследователей найти оправдание для гомосексуализма в священных писаниях являются неправильными и неблагодарными, ибо на одних лишь таких выводах отношение религиозной конфессии к гомосексуализму не изменится к лучшему. Изменения церковного отношения должно произойти через изменения в восприятии явления самими религиозными конфессиями и, скорее всего такие преобразования в будущем произойдут не через новую интерпретацию положений священных писаний, а через провозглашение политики терпимости. Только такая политика толерантности наряду с сохранением непоколебимости религиозных канонов, нейтрально относящихся к гомосексуализму, может придать новую силу и роль религии в государстве и обществе.
Разные религиозные конфессии по-разному относятся к гомосексуализму как явлению. В большинстве своем современное отношение сводится к осуждению гомосексуальной практики. Тем не менее, в последнее время появляется все больше представителей высшего духовенства, поддерживающих права гомосексуалов и призывающих свои религиозные конфессии к терпимости и отказу от дискриминационной практики.
01.07.2003 Н.А. Алексеев
Отношение к гомосексуализму со стороны христианских религиозных конфессий
по книге Н.А. Алексеева "Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств"
Москва, 2002
Официальное учение римской католической церкви остается на позициях, что гомосексуальные отношения подпадают под категорию наиболее тяжких преступлений, смертельного греха. Строго говоря, сексуальная активность никогда не должна отделяться от целей воспроизводства и продолжения рода. В связи с этим места для распущенности гомосексуальных отношений не остается. Папа Римский заявлял, что гомосексуализм является "внутренним моральным злом" и "объективным отклонением". Позиция сводится к тому, что "не существует права на гомосексуальную ориентацию" и, что "сексуальная ориентация не образует собой характеристику, сравнимую с расовым и этническим происхождением в части права на недискриминацию". Римские католические гомосексуалы могут принимать полное участие в церковных делах, только если они воздерживаются от вступления в сексуальные отношения. При всем при этом Ватикан заявлял, что "лица гомосексуальной ориентации являются живыми людьми и пользуются теми же правами, что и все другие люди, включая работу и жилье". Кардинал Базил Хьюм, архиепископ Вестминстерский, заявлял, что "быть гомосексуалом не есть морально хорошо или морально плохо; морально плохими являются гомосексуальные половые акты". В ответе на просьбу прояснить позицию Римской католической церкви по вопросу гомосексуализма Кардинал Хьюм заявлял, что "любовь между двумя лицами, будь-то одного пола или разных полов, должна высоко цениться и уважаться". Однако он подтвердил, что церковь не признает право на сексуальные акты, которые она преподносит как морально неправильные.
В 1993 г. Генеральная ассамблея шотландской пресвитерианской церкви отвергла запрет благословения для отношений геев и лесбиянок. Отчет, посвященный человеческой сексуальности, опубликованный советом социальной ответственности шотландской церкви 3 марта 1994 г., подтвердил традиционное мнение, что "практика гомосексуальных актов противоречит Божьей воле", но в то же самое время призвал Генеральную ассамблею искоренить все предубеждения в отношении гомосексуализма. Англиканская церковь в последнее время становится терпимее к лицам гомосексуальной ориентации, тем не менее, по-прежнему доминирует осуждение однополых отношений. Положения заключительного текста конференции высшего англиканского духовенства в Ламбете, проводившейся в июле-августе 1999 г., сводились к следующему. Церковь не может советовать легитимизировать или благословлять тех, кто вовлечен в однополые союзы. Англиканская церковь отвергает гомосексуальную практику как несопоставимую со священным писанием. При всем при этом осуждению подверглось и такое явление как гомофобия. Евангелистская лютеранская церковь Дании принимает гомосексуализм и одобрила церемонию благословения гомосексуальных пар. Австралийская лютеранская церковь заявляла, что церковь не может судить или осуждать гомосексуальную ориентацию. Однако гомосексуальное поведение идет против воли Бога. Все геи и лесбиянки должны практиковать воздержание.
Православное христианство, включая Русскую православную церковь, не отличается от католицизма или протестантизма в своем осуждении гомосексуализма.
В одной из статей высказан интересный критический взгляд на отношение христианства и отчасти ислама к гомосексуализму. В ней говорится, что "основные возражения против гомосексуализма, высказываемые христианством и исламом, сводятся к тому, что он "идет вразрез с природой". Этому есть мало свидетельств. М. Ротшильд, известный биолог, сыгравший решающую роль в борьбе за декриминализацию гомосексуализма в Британии, указывал, что гомосексуальное поведение наблюдалось практически у всех известных животных видов. Во-вторых, можно утверждать, что, хотя биологической функцией секса является воспроизводство, большая часть сексуальной активности сегодня не связана с воспроизводством, а скорее с отдыхом и эмоциональным удовлетворением. И это также является легитимной функцией секса. Таким образом, тогда как гомосексуализм неестественен в том, что он не ведет к воспроизводству, он вполне естественен для лица гомосексуальной ориентации в том, что для него или нее он обеспечивает физическое и эмоциональное удовлетворение. В действительности для него или нее неестественным является гетеросексуальное поведение. В-третьих, если бы мы и признали, что гомосексуализм идет вразрез с природой, мы должны были бы признать, что также идут вразрез с природой другие виды человеческого поведения, включая некоторые формы религиозного поведения. Римская католическая церковь всегда осуждала гомосексуализм по причине его предполагаемой неестественности, но она долгое время идеализировала безбрачие, которое гораздо более неестественно. Еще одним христианским возражением против гомосексуализма является то, что он осуждается Библией: аргумент, который является многозначительным для тех, кто принимает, что Библия есть непогрешимое слово Божье, но являющийся бессмысленным для большинства, которое не принимает этого. Хотя нет сомнений в том, что Библия осуждает гомосексуализм, она также предусматривает, что женщины должны социально изолироваться при менструации, что родители должны убивать своих детей, если они поклоняются любому Богу, кроме христианского, и что те, кто работают в воскресенье, должны подвергаться казни. Немногие христиане сегодня согласились бы с этими идеями, даже хотя они являются частью слов Божьих, и все равно они продолжают осуждать гомосексуальность только потому, что она осуждается в Библии".
© При использовании обязательна ссылка на автора и сайт www.gay.org.ua
01.07.2003 Н. А. Алексеев
Гомосексуализм и ислам
по книге Н.А. Алексеева "Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств"
Москва, 2002
Ислам рассматривает сексуальность как абсолютно нормальное и естественное желание любого живого существа. Символом этого позитивного отношения является важное место, которое отводится сексу в раю. Исламские представления о рае изображают высоту наслаждений, среди прочего, девушек, чья девственность постоянно обновляется, бессмертных молодых людей, прекрасных, как затерянные жемчужины, вечные эрекции и бесконечные оргазмы. На земле, однако, в связи с человеческим несовершенством, у секса есть проблемная сторона, которая делает необходимым регулирование. Нерегулируемый секс угрожает социальному порядку и ведет к анархии и хаосу и поэтому должен быть ограничен браком. Социальный порядок и данная Богом гармония жизни находятся под угрозой подавления сексуальности в безбрачии и сексуальных актах вне брака, как гетеросексуальных, так и гомосексуальных. Сексуальные отношения вне брака, супружеская измена, резко осуждаются исламскими законами, как преступления против человечества, что открывает дверь для многих других позорных поступков и затрагивает репутацию и собственность семьи, тем самым разрушая социальную структуру. Гомосексуальное поведение (liwat) считается изменой, будучи сексом с незаконным партнером. Лицо, совершившее такие действия, (luti), считается крайне развращенным, поскольку оно бросает вызов гармонии полов и переворачивает вверх дном Божье создание.
Коран или библия ислама, а также Хадит или собрание высказываний пророка Мухамеда являются главными источниками ислама. Они ясно выражаются в своем осуждении гомосексуализма, не оставляя лазейки для теологического существования гомосексуалов в исламе. В Коране говорится: "Если два мужчины среди вас виновны в похотливости, накажите их обоих. Если они раскаиваются и исправляются, оставьте их". В Хадите, собрании высказываний, приписываемых Мухамеду, многие постулаты прямо затрагивают сексуальные отношения между мужчинами. В нем, в частности, говорится: "Когда мужчина сходится с другим мужчиной шатается трон Божий". В Хадите же содержится призыв: "Убей того, кто делает это и также убей того, в отношении кого это делается". В данном случае очевиден намек на активных и пассивных партнеров в гомосексуальном акте. Если Коран не затрагивает отношений сексуального характера между женщинами, то Хадит содержит одну ссылку на лесбийские отношения. Сихак (сексуальные отношения между лесбиянками) женщин является зиной (zina) или незаконным сексуальным актом. Следует отметить, что традиционные мусульманские школы утверждают, что литература Хадит содержит подлинные высказывания Мухамеда, тогда как многие либерально настроенные мусульмане сомневаются в их подлинности. Наказание, которое исламские юристы обычно назначают в соответствии с исламскими законами шариата за измену и поэтому, в том числе за вступление в гомосексуальные акты, сводится к забрасыванию камнями до смерти для состоящих в браке и ста ударам плетью - для не состоящих в браке.
Резюмируя отношение исламской религии к гомосексуализму как явлению, следует выделить следующие моменты. Гомосексуальность считается грехом, тогда как все человеческие существа по природе гетеросексуальны. Причиной гомосексуальности являются факторы окружающей среды, особенно в период полового созревания. Люди способны контролировать свои чувства и могут отвести себя от гомосексуальности. Кроме того, ислам считает, что гомосексуальность есть избранная сексуальная ориентация, а любой гомосексуал может стать гетеросексуалом. По крайней мере, ислам не считает гомосексуализм заболеванием и допускает возможность перехода человека от гомосексуализма к гетеросексуализму.
Исламское общество, как правило, не допускает обсуждения темы гомосексуальности. В связи с этим практически не было попыток предоставить лицам гомосексуальной ориентации, исповедующим исламскую веру и насчитывающим около 50 миллионов человек в мире, какие-либо права в исламском обществе и признать их право на сексуальную ориентацию. Согласно брошюре Al-Fatiha, среди исламских ученых существует консенсус, что гомосексуализм является грехом и извращенным отклонением от нормы. Все исламские школы мыслителей и юриспруденции считают гомосексуальные акты незаконными. Музаммил Сиддики из исламского общества Северной Америки заявлял, что "гомосексуальность это моральное отклонение. Это моральное заболевание, грех и злоупотребление. Ни один человек не рождается гомосексуалом, также как никто не рождается вором, лжецом или убийцей. Люди получают эти привычки зла в силу недостатка должного воспитания и образования". Несмотря на это высказывание, практика показывает, что большую терпимость и более позитивной позиции по вопросу гомосексуальности придерживаются те мусульмане, которые проживают в западном демократическом обществе, где большинство исповедует другую веру. Находясь относительно далеко от авторитарной исламской государственности, они проявляют способность к высказыванию тех идеи, упоминание о которых не могло бы быть возможным в исламском государстве. Именно такие мусульмане участвуют в формировании ценностей ислама будущего, более толерантного и ориентированного на личностные ценности. Международная организация Al-Fatiha работает, чтобы доказать миру, что ислам является религией терпимости, а не ненависти и что Аллах любит свое создание независимо от того, какой сексуальной ориентации он или она могут придерживаться. Арабское общество геев и лесбиянок преследует цели продвижения позитивного имиджа геев и лесбиянок в арабских сообществах по всему миру.
© При использовании обязательна ссылка на автора и сайт www.gay.org.ua
01.07.2003 Н.А. Алексеев
Гомосексуализм и буддизм
по книге Н.А. Алексеева "Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств"
Москва, 2002
Научный анализ буддизма дает основания сделать вывод, что эта религия является самой терпимо настроенной из существующих в мире монотеистических религий по отношению к лицам гомосексуальной ориентации. Разнообразие буддистских традиций способствовало тому, что в разных странах и в разные времена появлялись различные мнения относительно гомосексуальности. Так же, как в христианстве, в буддизме нет единства мнений об отношениях геев и лесбиянок. Буддизм уделяет главное внимание тому, является ли действие полезным и основанным на добрых намерениях. Христианство в этом отличается от буддизма, ибо оно оценивает действие добром или злом, позитивным или грешным. Очевидно, что Будда не оставил учений, касающихся гомосексуальной ориентации или гомосексуального поведения. Поскольку гомосексуализм прямо не упоминается в учениях Будды, это означает, что он воспринимался наравне с гетеросексуальными отношениями. Главным является то, что в буддизме акцент делается не на объекте сексуальных желаний, а на глубине и качестве эмоций и намерений. Свидетельства показывают, что буддизм был по большей мере нейтрален в вопросе гомосексуальности. Многие женщины, геи и лесбиянки привлекаются буддизмом в связи со сравнительным отсутствием в нем женоненавистничества и гомофобии в сопоставлении с большинством монотеистических религий. Тем не менее, все равно существуют свидетельства антигомосексуальных настроений и учений преподавателей теологии в тибетских и буддистских школах.
Из множества различных школ буддизма особо выделяются две крупные школы - Теравада буддизм или "южная" школа, а также Зен-буддизм. В рамках Теравады буддизма приняты следующие постулаты. Будда сформулировал пять наставлений правильного поведения. Одно их них сводится к следующему: "Я обязуюсь соблюдать наставление воздержания от дурного сексуального поведения". Будда не детализировал что понимается под дурным сексуальным поведением. Однако он подчеркнул, что самым важным является "не наносить вреда другим и себе". Отдельные буддисты заключают, что дурное сексуальное поведение включает супружескую измену, приставание к малолетним, инцест, изнасилование, сексуальные злоупотребления в любой форме, а также сексуальные домогательства. Добровольная сексуальная активность в рамках преданной пары не является дурным поведением, независимо от того совершено ли вступление в подобные отношения разнополыми или однополыми партнерами. С точки зрения Теравады буддизма все отношения, как гомосексуальные, так и гетеросексуальные часто считаются личными вопросами взаимного согласия. Если отношения приводят к счастью и благополучию обеих сторон, тогда они являются положительными и приемлемыми. Многие буддисты полагают, что сексуальная ориентация находится за пределами человеческого контроля, как раса или пол. Они считают, что геи и лесбиянки должны пользоваться такими же правами, как и все другие люди.
Вторая крупнейшая буддистская школа, Зен-буддизм, получившая распространение в Японии, не проводит различий между гетеросексуальным и гомосексуальным сексом. Зен-буддизм призывает к вступлению в сексуальные отношения, основанные на взаимной любви и поддержке. В рамках этого направления запрещается практика, которая наносит вред, манипулирует или эксплуатирует других. Практически также как в Тераваде в Зен-буддизме запрещены сексуальные отношения с детьми, с лицами, помолвленными или состоящими в браке с другими, а также с лицами, неспособными дать информированное согласие.
Далай Лама, лидер тибетских людей, почитаемый миллионам буддистов во всем мире, в ходе пресс-конференции в июне 1997г. говорил об отношении буддизма к гомосексуализму: "С буддистской точки зрения лесбийский и геевский секс в общем считается дурным сексуальным поведением". Хотя это суждение основано не на однополом характере отношений. В своей книге "Beyond Dogma" он писал, что "гомосексуальность, будь то между мужчинами или женщинами, не является неправильной сама по себе. Неправильным является использование органов, уже определенных как неуместных для сексуальных контактов". Буддизм запрещает для членов своей веры оральные, ручные и анальные сексуальные отношения. И данный запрет является универсальным и распространяется как на гетеросексуалов, так и на гомосексуалов. Далай Лама является сторонником прав человека "независимо от сексуальной ориентации". Его представитель заявлял, что "Его Святейшество противостоит насилию и дискриминации, основанным на сексуальной ориентации. Он призывает к уважению, терпимости, состраданию и полному признанию прав человека для всех". В статье в журнале "Newsweek" отмечалось, что "хотя Далай Лама поддержал достоинство и права геев и лесбиянок, он осудил гомосексуальные акты как противоречащие буддистской этике".
Терпимое отношение буддизма к лицам гомосексуальной ориентации оказывало свое влияние и на развитие законодательства в странах, где буддизм является основной религией. Так, к примеру, страны Теравады буддизма, такие как Шри-Ланка и Бирма, не имели законов против гомосексуализма между взрослыми по обоюдному согласию вплоть до начала колониальной эры, когда они были введены британцами. Таиланд, который не находился под колониальным правлением, до сих пор не имеет таких уголовных запретов. Ненависть и страх, с которыми лица гомосексуальной ориентации так часто сталкивались на Западе, в буддистских странах, особенно юга, отсутствовали и это главным образом заслуга человечного и толерантного влияния буддизма.
© При использовании обязательна ссылка на автора и сайт www.gay.org.ua
Гомосексуализм и иудаизм
по книге Н.А. Алексеева "Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств"
Москва, 2002
Традиционное ортодоксальное еврейское право запрещает сексуальные отношения между представителями одного пола. Им предусмотрен более жесткий подход к отношениям между мужчинами, чем между женщинами, поскольку первые запрещены библейскими судебными запретами, тогда как последние запрещены только поздним раввинским законодательством. Данное отношение было резюмировано бывшим главным раввином Лордом Якобовитцем следующим образом: "гомосексуализм это серьезное отклонение от естественной нормы, которое мы должны преодолеть как любую другую болезнь". Во многих еврейских сообществах на тему гомосексуализма наложено табу. Он считается угрозой семейной жизни, которая является краеугольным камнем еврейской религиозной жизни. В последнее время число сторонников изложенной ортодоксальной точки зрения становится все меньше. В рамках иудаизма существуют еще несколько направлений: консервативные евреи, реформистские евреи, реконструкционистская ветвь, а также конгресс светских еврейских организаций. Помимо этого действует. Всемирный конгресс еврейских организаций геев и лесбиянок, оказывающий существенное влияние на пересмотр отношения современного иудаизма к гомосексуальной ориентации. Консервативное еврейское крыло приветствует все сексуальные ориентации, поддерживает декриминализацию гомосексуальных отношений между взрослыми по обоюдному согласию и поддерживает законы, защищающие геев и лесбиянок от дискриминации. Хотя женщины, геи и лесбиянки не рассматриваются как приемлемые кандидатуры на посвящение в раввины. Реформистское крыло иудаизма, являющееся крупнейшим в США, также принимает гомосексуальность. Реконструкционистская ветвь является малочисленной и очень либеральной группой. Она отмечается поддержкой раввинов, проводящих церемонии благословения однополых пар, и выступает против всех форм дискриминации на основании сексуальной ориентации, а также активно поддерживает законодательство, направленное на запрет такой дискриминации. Наконец, конгресс светских еврейских организаций, малочисленная группа в рамках иудаизма, соединяет в себе европейскую культуру и светский образ жизни. Сексуальная ориентация считается личным делом и выбором каждого. Наибольшая поддержка гомосексуализма в рамках иудаизма отмечается за пределами Израиля, в особенности в США, где проживают несколько миллионов приверженцев еврейской веры. Тем не менее, даже осуждение однополых отношений ортодоксальным крылом иудаизма в настоящее время не оказывает влияния на процессы, происходящие в Израиле в правовой области. Дискриминация по признаку сексуальной ориентации все больше признается и запрещается законодательством страны.
© При использовании обязательна ссылка на автора и сайт www.gay.org.ua
01.07.2003 Н.А. Алексеев
Гомосексуализм и индуизм
по книге Н.А. Алексеева "Правовое регулирование положения сексуальных меньшинств"
Москва, 2002
Выявление отношения к гомосексуализму древнейшей и третьей по числу верующих религии в мире, индуизма, является крайне сложным. Чрезвычайно запутанной в индуизме является теология гомосексуальности. В книге "Homosexuality and World Religions" на основании исследования литературы Хинду даются следующие заключения. "Индуизм является позитивно настроенной к сексу религией в отношении всех трех целей человеческой жизни - дхармы, артхи и камы, и даже в отношении моксы в контексте тантры. Это, однако, не должно восприниматься как то, что индуизм рассматривает гомосексуализм в рамках общего поля сексуальной активности в позитивном свете. Литература дхарма и артха в некотором роде противостоят ему, литература кама не противостоит ему, но также не поддерживает. В любом случае она ограничена ценностями дхармы. Литература мокса упоминает только символический гомосексуализм в некоторых формах преданного индуизма. Но даже эти символические формы индуизма имеют огромное значение". Следует, однако, проводить различие между религией Хинду и культурными отношениями Хинду. Как религия индуизм более толерантен к гомосексуализму, чем как культура. Этому существуют исторические причины. Среди различных неиндуистских культур, с которыми культура Хинду прошла значительные периоды пересечений, необходимо отметить ислам, греческую и британскую культуру. Считается, что такие следы гомосексуализма, которые обнаруживаются в древней Индии, могли быть, по крайней мере, отчасти, благодаря греческому присутствию. Несмотря на наличие определенных положительных моментов в восприятии индуизмом гомосексуальности, современные высказывания отдельных высших духовных иерархов выдержаны в осуждающих гомосексуалов тонах. Так, Джагдиш Бхатт, секретарь Федерации индуистских священников в Великобритании заявлял, что "индуизм рассматривает гомосексуальность как противоестественное явление".
© При использовании обязательна ссылка на автора и сайт www.gay.org.ua
01.07.2003 Н.А. Алексеев
|