Кто боится "голубых" и "розовых"?
При опросе ВЦИОМ в июне 1993 г. на вопрос: "Как бы вы оценили по шкале от 1 до 5 поведение людей, которые имеют гомосексуальные связи?" - отрицательный полюс ("это заслуживает осуждения") выбрали 70%, а положительный ("не вижу в этом ничего предосудительного") - только 8% опрошенных. Но в младшей возрастной группе (от 16 до 25 лет) такие полярные ответы соотносятся как 54 : 18, а в старшей (старше 55 лет) - как 83 : 4. Самыми терпимыми оказались молодые женщины от 16 до 25 лет, среди которых ничего предосудительного в гомосексуальном поведении не видят 22% (среди их сверстников-мужчин так ответили только 13%).
Чем это объясняется - понятно. Более высокий уровень культуры и образования облегчает человеку понимание и принятие многообразия мира и других людей. Кроме того, молодые и образованные люди сексуально более раскованны, в их сознании меньше иррациональных табу, принятие собственной сексуальности облегчает им терпимое отношение к чужим сексуальным нравам, даже если они отличаются от их собственных. Кстати говоря, "терпимость" означает вовсе не симпатию, а безразличие: какое мне дело до того, кто с кем и как трахается? Плюрализм - это жизнь по принципу: живи и давай жить другим.
При анонимном опросе в 1995 г. 2800 16-19-летних юношей и девушек в Москве, Новгороде, Борисоглебске и Ельце на вопрос: "Как вы относитесь к гомосексуалам?" - 29% юношей и 37% девушек ответили: "Никак не отношусь, никогда об этом не думал". То есть для юношей этот вопрос актуальнее, чем для девушек. Положительный вариант ответа ("Отношусь с симпатией и пониманием") выбрали 2,6% юношей и 9,3% девушек, нейтральный ("Не вижу в этом ничего особенного") - 19,2% и 32,5% и отрицательный ("Испытываю к ним отвращение") - 48,4% юношей и 21,2% девушек. С более безличным суждением: "Гомосексуальные отношения не должны осуждаться в наше время" - согласились 15% юношей и 22% девушек, не согласились 32 и 21%, не имеют определенного мнения 24 и 21%.
Почему женщины относятся к однополой любви терпимее мужчин? Первое предположение - женщины вообще мягче и добрее мужчин. Но как раз в вопросах сексуальной морали женщины (особенно с несложившейся личной жизнью) обычно более консервативны и строже придерживаются традиционных семейных ценностей. Этим умело пользуются религиозные кликуши, разжигающие страсти вокруг сексуального просвещения и связанных с ним вопросов. Значит, должны быть какие-то другие причины женской терпимости.
Прежде всего, многие "голубые" мужчины психологически женственны. Вопреки стереотипу, будто они ненавидят и боятся женщин, гомосексуалы избегают сексуальных отношений с женщинами не столько потому, что женские гениталии вызывают у них отвращение (его испытывают сравнительно немногие), сколько потому, что женское тело их не возбуждает, и даже если они физиологически способны к половому акту, они получают от него гораздо меньше удовольствия, чем от секса с мужчинами. Во всем остальном женщины геев вполне устраивают, и они прекрасно ладят друг с другом. В детстве гомосексуальные мальчики обычно предпочитают обществу мальчиков, которые их обижают, женское общество, дружат с девочками и раскрываются подругам полнее, чем друзьям. Юные лесбиянки, наоборот, откровеннее с мальчиками. Выработанная в детстве привычка и умение дружить с женщинами сохраняется у многих геев на всю жизнь, причем эта дружба часто бывает очень нежной и доверительной. Марсель Пруст, Андре Жид, Жан Кокто, Теннесси Уильямс, Уистен Оден и многие другие "голубые" классики были очень близки с женщинами. Без глубокого понимания женской психологии "голубые" модельеры вроде Ива Сен Лорана и Джанни Версаче не могли бы стать законодателями женской моды и т. д.
Другая причина женской терпимости к геям в том, что им не надо опасаться с их стороны сексуальной агрессии и назойливого приставания. Подобно "голубым" мужчинам, женщины страдают от мужского шовинизма, высокомерия и грубости. Это облегчает их взаимопонимание.
Общность сексуальных интересов - женщины, как и геи, интересуются мужчинами - также облегчает их общение, обмен наблюдениями, опытом ухаживания и т. п. Как писал русский писатель-гей Евгений Харитонов, "обычная женщина, которая должна быть около вас, - это влюбленная женщина, которая все про вас от вас знает, и вы можете с ней переглянуться по поводу юного красивого и глупого телефониста; мальчика-певца; мальчика-прохожего; мальчика из бюро услуг по ремонту холодильников. И как вы не переглянетесь с натуральным своим ровесником. Которому надо переглядываться с другом по поводу проходящих женщин-лошадок".
И последнее. Хотя женщины реже мужчин вступают в однополые сексуальные связи, они чаще испытывают чувства любви и нежности к лицам своего пола. Например, во Франции наличие гомосексуального опыта в течение жизни признали 4,1% мужчин и 2,6% женщин, а наличие гомоэротических желаний - 6,6% женщин и 4,6% мужчин. Среди юных россиян на вопрос: "Чувствовали ли вы сами сексуальное влечение к лицам своего пола?" - положительно ответили 2% юношей и 4,8% девушек. "Сексуальное внимание к себе со стороны людей своего пола" замечали 8,3% мальчиков и 10,1% девочек.
Разумеется, цифры могут быть и другими. Мужчины и особенно мальчики-подростки склонны преувеличивать свои гетеросексуальные достижения и преуменьшать или вовсе отрицать у себя гомоэротические чувства. Страх перед гомосексуальностью заставляет их жестко табуировать любые проявления нежности во взаимоотношениях с другими мужчинами (потом это нередко болезненно отражается и на отношениях с женщинами).
Что касается лесбиянок, то мужское отношение к ним неоднозначно. Мужчинам трудно представить себе возможность "настоящего секса" между двумя женщинами. Изображения лесбийских сцен возбуждают мужчину, который мысленно пристраивается к ним в качестве недостающего третьего. Зато мужеподобные лесбиянки - "бучи" (в советских лагерях их называли "коблами"), присваивающие себе мужские функции, вызывают жгучую ревность и ненависть. Если мужчинам-уголовникам удавалось прорваться на территорию женского лагеря, высшим достижением для них было поймать и изнасиловать "коблу", которая после этого была обязана покончить жизнь самоубийством.
Из книги "Лунный свет на заре. Лики и маски однополой любви"
(И. Кон)
|